Бюллетени новостей - Архив

Январь 1998

20 февраля 1998г.

ЯДЕРНЫЕ НОВОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ
19 февраля 1998 года (No 27)

Зеленый Мир
Общественная благотворительная экологическая организация
188537, г. Сосновый Бор, Ленинградской обл., а/я 68/7
Тел./факс: (81269) 494 81, (812) 159 84 37 (С-Петербург)
е-mail: greenwld@spb.org.ru

Сегодня в номере:

  • НЕФТЯНОЙ ТЕРМИНАЛ В ЗАКАЗНИКЕ "ЛЕБЯЖИЙ" ЗА $1.000.000.000
  • НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПОРТА У КУРГАЛЬСКОГО ЗАКАЗНИКА УЙДЕТ $4.000.000.000.
  • ГОДОВОЕ СОБРАНИЕ "ЗЕЛЕНОГО МИРА"

НЕФТЯНОЙ ТЕРМИНАЛ В ЗАКАЗНИКЕ "ЛЕБЯЖИЙ" ЗА $1.000.000.000

По сообщению газеты "The St. Petersburg Times" (мы приводим сокращенный перевод статьи Евгении Борисовой от 30 января 1998 года), со строительством одного из трех новых портов в Ленинградской области возникли проблемы. Нефтяная компания "Сургутнефтегаз" объявила в начале февраля, что порт в бухте Батарейной будет стоить более чем в три раза дороже, чем это предполагалось ранее.

Эта оценка заставила задуматься высших Российских чиновников о судьбе проекта. Владимир Булгак, российский вице-премьер, выступая недавно на встрече с местным правительством и руководством портов, предостерег заинтересованные стороны от проталкивания проекта во имя патриотизма, не просчитав предварительно экономичность проекта.
Виктор Манолин, глава Петербургского офиса "Сургутнефтегаза", сообщил, что предполагавшаяся стоимость строительства порта в 300 млн. долларов теперь выросла до 1 млрд. долларов. "Если тарифы на услуги нашего порта будут такими же, как в Таллинне или Вентспилсе, никто не будет пользоваться новым портом, потому что те порты ближе к Западу" - сказал он.
Губернатор Ленинградской области Вадим Густов сделал проекты типа порта в бухте Батарейной приоритетами своей администрации. Едва ли был месяц без какого-либо помпезного мероприятия, связанного с этими проектами. Но главный нефтяной порт в Приморске стоимостью 3.7 млрд. долларов завяз в судебных разби- рательствах. Теперь же удар нанесен по порту в Бухте Батарейной. Лишь порт в Усть-Луге по переработке сухих грузов строится без особых проблем.
Министр транспорта Николай Цах поддерживает программу Густова и обвинил "Сургутнефтегаз" в недостаточной активности. Однако, представители "Сургутнефтегаза" заявляют, что для вложений миллиарда долларов в бухту Батарейную должны быть более веские причины, нежели грандиозные планы Густова или неудовольствие Цаха.
В феврале правительство Ленинградской области подписало соглашение с "Сургутнефтегазом" о разрешении строительства трубопровода из Киришей в бухту Батарейную. Однако, по результатам расчетов Гипроспецгаза и 23-го Морского Института, это строительство обойдется в 342 миллиона долларов, почти в 3.5 раза дороже, чем планировалось первоначально. Манолин из "Сургутнефтегаза" назвал эту оценку самой большой проблемой. Он добавил, что для начала строительства порта необходимо перенести склад старых кораблей и оборудования Ленинградской военно-морской базы. Строительство нового склада очень дорого и осуществляется исключительно за счет "Сургутнефтегаза" - сказал он.
Если новый порт все же будет сочтен выгодным, "Сургутнефтегаз" планирует в 1998 году затратить 10 млн. долларов на проектные работы и 18-25 млн. долларов на строительство порта.

НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПОРТА У КУРГАЛЬСКОГО ЗАКАЗНИКА УЙДЕТ $4.000.000.000

В статье Евгении Борисовой (газета "The St. Petersburg Times", 28 января), сообщается, что Ленинградская область достигла нового рубежа в своем стремлении построить три порта в Финском заливе - в Усть-Луге произошла закладка терминала для минеральных удобрений. На церемонии в небольшой деревне Усть-Луга, расположенной в 110 км от Петербурга, присутствовали глава Совета Федерации Егор Строев и Министр транспорта Николай Цах.

Генеральный директор компании "Росхимтерминал", занимающейся строительством терминала, сказал, что уже подписал контракты на экспорт 7 млн. тонн минеральных удобрений через этот терминал, когда он будет достроен через 2.5 года.
Предполагается, что строительство порта стоимостью 4 миллиарда долларов будет полностью завершено в 2010 году. Он будет иметь терминалы для обработки грузов различных типов. Строительство угольного терминала началось в феврале 1997 года, а терминала общих грузов - в октябре 1997 года. Строительство других терминалов для обработки контейнеров, зерна, сахар, химических грузов, цемента и лесоматериалов начнется в 1998 году.

ГОДОВОЕ СОБРАНИЕ "ЗЕЛЕНОГО МИРА"

состоялось в субботу 14 февраля в г. Ломоносове. В его работе приняли участие не только члены организации, но и представители других общественных экологических объединений, с которыми сложились партнерские отношения: "Дети Балтики", "ТЭИА", "Валаамская Экспедиция", "Балтийский Фонд природы", информационное агентство "Устойчивое Развитие". Кроме этого участвовали эксперты-экологи, медики, гости из Финляндии.
На собрании были подведены итоги работы за прошедший год и намечены приоритетные направления деятельности на 1998 год. Обсуждались предложения по совместным проектам с другими экологическими организациями Северо-западного региона России, а также Балтийского региона. Подробный отчет о работе "Зеленого Мира" в 1997 году будет опубликован в следующем номере Ядерных Новостей.
Председателем Совета "Зеленого Мира" (ЗМ) был избран Олег Бодров (Сосновый Бор); член ЗМ с момента основания организации в 1988 году; член Международного социально-экологического союза, Физик, эколог, педагог. Окончил Ленинградский Политехнический институт (1976); работал инженером-исследователем атомных реакторов, начальником группы Региональной экологической лаборатории в Сосновом Бору (до 1993 г.); последние годы работал преподавателем экологии в Центре детского и юношеского туризма.
В Совет ЗМ были избраны Александр Федоров и Сергей Харитонов.
Александр Федоров (Санкт-Петербург), член организации с 1997 года. Окончил физический факультет Ленинградского Государствен- ного Университета (1978), кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Государственного Оптического Института им. С.И.Вавилова. В ЗМ - экспеpт, пеpеводчик, бухгалтеp.
Сергей Харитонов (Сосновый Бор), член организации с 1996 года, оператор Ленинградской АЭС (с 1973 года), один из авторов доклада Зеленого Мира об аварийном состоянии хранилища высокоактивных отходов Ленинградской АЭС (1996).

Выпуск подготовили:
Олег Бодров, Александр Федоров
При подготовке использованы статьи Евгении Борисовой из газеты "The St. Petersburg Times" и собственная информация

11 февраля 1998г.

ЯДЕРНЫЕ НОВОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ
9 февраля 1998 года (No 26)

Зеленый Мир
Общественная благотворительная экологическая организация
188537, г. Сосновый Бор, Ленинградской обл., а/я 68/7
Тел./факс: (81269) 494 81, (812) 159 84 37 (С-Петербург)
е-mail: greenwld@spb.org.ru

Сегодня в номере:

  • ШВЕДСКАЯ ЭКОЛОГИКА НА РУССКОМ!
  • НОВЫЕ ПОРТЫ В ФИНСКОМ ЗАЛИВЕ - ВСЕБАЛТИЙСКАЯ УДАРНАЯ СТРОЙКА КАПИТАЛИЗМА
  • ГОЛОС АТОМНОГО ГОРОДА В ИНТЕРНЕТЕ.
  • "КРАЖИ, ПОХОЖЕ, СТАЛИ ОБЫДЕННОСТЬЮ"



Как возродить в наших детях значительно утраченное всеми нами чувство, что мы - лишь часть Природы? Как сделать так, чтобы они приобрели глубокую мотивацию по ее сохранению?
В последнюю неделю января на южном берегу Финского залива, в городах Сосновый Бор и Ломоносов, прошли двухдневные семинары- тренинги по экологическому образованию. Их подготовили Шведский Институт, фонд "Сохраним Чистоту Швеции" по инициативе и при активном участии Российских общественных экологических организаций "Зеленый Мир" и "Дети Балтики". Власти Ломоносова и Соснового Бора активно сотрудничали в подготовке этих семинаров, и это было удачным примером взаимодействия официальных структур и общественности.
Семинары проводили шведские специалисты-методологи, имеющие большой опыт преподавания экологии детям и учителям. Стаффан Сванберг (Staffan Svanberg) и Ульф Пилерут (Ulf Pilerot), влюбленные в природу родной Швеции и Балтийского моря, делились своим опытом, как можно пробудить эту любовь в детях.
Российские участники семинара - учителя школ, внешкольных объединений, воспитатели детских садов и их шведские коллеги - нашли общий язык в ответах на вопросы:

  • какой будет наша среда обитания на Балтийских берегах в 21 веке, и что мы будем делать для ее сохранения?
  • Как учить детей не только измерениям концентраций загрязняющих веществ, но и пониманию своего места в мире, наполненном множеством других живых существ.

Неслучайным был выбор мест проведения семинаров. На южном берегу Финского залива, природа не менее уникальна, чем на берегах Ботнического залива, откуда приехали руководители семинара. Но сейчас здесь она бездумно подвергается уничтожению. И очень важно, чтобы как можно большее число людей осознало, что сохранить свою территорию сможем только мы - жители южного берега.
Российские учителя получили в подарок учебник экологии, с любовью изданный Шведским Институтом на русском языке.
Если российские коллеги из экологических организаций северо- запада России захотят повторить наш опыт работы, можно обращаться в Шведский Институт (Swedish Institute) к Birgitta Tennander, e-mail: bt@si.se и к Staffan Svanberg, е-mail: bosmina@mailbox.hogia.net

2. НОВЫЕ ПОРТЫ В ФИНСКОМ ЗАЛИВЕ - ВСЕБАЛТИЙСКАЯ УДАРНАЯ СТРОЙКА КАПИТАЛИЗМА
Лозунги новой России:

"Граждане России! Догоним и перегоним Эстонию по числу портов на душу населения!"
"Бизнесмены всей Балтики, объединяйтесь!"

Порт в Лужской губе.
Специализация: сухие грузы.
Территория: южный берег Финского залива, около 120 км от центра Санкт-Петербурга. Район особо охраняемой территории "Кургальского заказника", защищаемого российскими законами и международной Рамсарской конвенцией.
Статус: Продолжается активное строительство трех терминалов.

На угольном терминале в 1997 году выполнено работ на сумму около $24.000.000, а на текущий год потребуется в два раза больше. За счет федерального бюджета России намечается строительство морского канала.
Известно, что прибрежные территории и сама Лужская губа загрязнены радиоактивным следом Чернобыля (Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, Российской Федерации, Распоряжение правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г., ?237-р). Это значит, что дноуглубительные работы при строительстве канала приведут к подъему донных отложений и вторичному загрязнению радиоактивностью поверхностных вод Лужской губы.
Здесь, по информации ихтиологов, находится крупное нерестилище салаки и, кроме того, это район интенсивного рыбного промысла. Трехкилометровая зона прибрежных вод Лужской губы у "Кургальского заказника" находится под защитой Международной Конвенции о Водно-Болотных Угодьях (Рамсарской конвенции). Но это не смущает строителей, и они надеются отправить первый углевоз из нового порта уже в 1998 году.

На терминале минеральных удобрений (рядом с угольным) прошел первый этап тендерной комиссии. Заказчиками - Правительством Ленинградской области, "Компанией Усть-Луга" и Росхимтерминалом отобраны три возможных поставщика оборудования для перегрузки минеральных удобрений. Они будут участвовать в следующем этапе конкурса:

  • Videbaek Maskinfabric, (Дания), готовая поставить оборудование за $23.000.000;
  • BMH (Франция), за $25.000.000;
  • Консорциум Weser Engineering (Германия) & Imenosa (Испания) за $30.000.000.

По условиям тендера поставщик оборудования должен открыть кредитную линию для строительства этого терминала.
Заказчики строительства надеются завершить работы в конце 1999 года и "вернуть из портов стран Балтии (бывших советских республик) транзитный грузопоток в 6 млн. тонн минеральных удобрений".

Порт в бухте Батарейная.
Специализация - тяжелые нефтепродукты.
Территория: 60 км от центра Санкт-Петербурга, особо охраняемая территория, заказник "Лебяжье", защищен российскими законами и Рамсарской конвенцией.
Статус: Заложен первый камень начала строительства порта (лето 1997); продолжается проектирование. В течение 1997 года компания "Сургутнефтегаз" вложила в проект этого порта около $10.000.000, судя по публикациям в прессе. По-видимому, затраты были только на проектно- изыскательские работы. Реальной стройки, к счастью, пока не начато. Таким образом, остается шанс спасти этот особо охраняемый уникальный уголок природы, где по данным орнитологов обитают более 70 видов птиц, среди которых есть очень редкие. Например, рыбный орел - Скопа (Osprey). В период миграции здесь останавливается малый тундряной лебедь (Bewick's Swan). Это виды, занесенные в Международную Красную Книгу.

Порт в Приморске,
Специализация: сырая нефть,
Территория: северный берег Финского залива, около 100 км от центра Санкт-Петербурга, непосредственно примыкает к особо охраняемой территории - заказнику "Березовые острова", защищаемому российскими законами и Рамсарской конвенцией.
Статус: Ожидается закладки первого камня - символа начала строительства; продолжается проектирование.

Заказчик строительства порта - акционерное общество "Балтпорт". Для инвестиций строительства этого терминала привлечена шведская компанию "Larsson & Partners AB", которая готова вложить $125.000.000. Но, похоже, что здесь есть сложности. Президенты России и Финляндии договорились, что труба нефтепровода от Приморска пойдет дальше на запад до финского порта Порво. В этом случае, ни существующие возможности нефтепровода (5-6 млн. тонн в год), ни планируемые (12-14 млн. тонн в год) не позволят загрузить планируемый Приморский порт (45 млн. тонн в год).
Здесь идет борьба в пространстве политики и бизнеса. Жертвой во всех случаях намечена особо охраняемая территория заказника "Березовые острова".

Уважаемый читатель! Есть надежда спасти природные заказники о которых идет речь. Это может произойти, если Вы поддержите Обращение Жителей Балтийского региона в Рамсарский секретариат. Для этого сообщите Ваши имя, фамилию, адрес, телефон, факс, e- mail по адресам:
e-mail: greenwld@spb.org.ru
факс: +7 (81269) 494 81.

Обращение (его мы можем выслать Вам по запросу) уже подписало более 40 жителей Балтийского региона, а также неправительственные организации: "Зеленый Мир", "Дети Балтики", информационное агентство "Устойчивое Развитие", "ТЭИА", "Санкт-Петербургское Общество Естествоиспытателей", "Экозащита!", "Ассоциация зеленых Карелии", "Коалиция Чистая Балтика", "Шведское Общество Охраны Природы", "Норвежское Общество Охраны Природы".

3. ГОЛОС АТОМНОГО ГОРОДА В ИНТЕРНЕТЕ.
"Самую объективную и самую достоверную информацию, которую только и можно получить у первоисточника", - так оценивается то, что будет находиться на официальной WEB - страничке администрации города Сосновый Бор.
Ее адрес в Интернете: http://www.sbor.ru
"Городская администрация преследует стратегическую цель: информация о деятельности, возможностях, проектах, проектах различных сосновоборских предприятий и организаций, возможно, привлечет в наш город дополнительные инвестиции.
Поэтому любой, кто пожелает поместить данные о работе своей фирмы, в том числе о личных изобретениях в эту страничку может обратиться к заместителю мэра Анатолию Александровичу Габулову по телефону 6-37-80" - сообщила сосновоборская газета "Маяк" 24 января 1998 года.

4. "КРАЖИ, ПОХОЖЕ, СТАЛИ ОБЫДЕННОСТЬЮ"
- под таким заголовком 23 января газета "Вестник ЛАЭС" сообщила о краже с охраняемой территории ЛАЭС более 13 тонн металла. Рассчитывать на эффективный дозиметрический контроль этого груза не приходится. Но не все так трагично с утратой чувства опасности у российского человека. Другая сосновоборская газета "Сосновоборский строитель" 5 февраля информировала, что с территории ЛАЭС похищен и прибор дозиметрического контроля... Кража металла с ядерно-опасного объекта стала нормой, и об этом неоднократно сообщала пресса. Речь идет о сотнях тонн нержавеющей стали и цветных металлов, просочившихся сквозь вооруженную охрану ЛАЭС.
Можем ли мы быть уверенным в том, что столь опасный объект надежно защищен от терроризма?
Нас, потребителей энергии и налогоплательщиков, убеждали в необходимости так называемой погранзоны для защиты ядерно опасных объектов от террористов извне.
Может быть, пришло время принять исчерпывающие меры в отношении реальной опасности, исходящей изнутри этой "Зоны"?

Выпуск подготовили: Олег Бодров, Ольга Сенова при участии Сергея Харитонова
При подготовке использованы материалы публикаций из сосновоборских, петербургских газет и собственная информация

08 февраля 1998г.

ЯДЕРНЫЕ НОВОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ
2 февраля 1998 года (No 25)

Зеленый Мир
Общественная благотворительная экологическая организация
188537, г. Сосновый Бор, Ленинградской обл., а/я 68/7
Тел./факс: (81269) 494 81, (812) 159 84 37 (С-Петербург)
е-mail: greenwld@spb.org.ru

Сегодня в номере:

  • ЭНЕРГЕТИКА 21 ВЕКА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА.

  • АТОМНАЯ ПОВЕСТКА 21 ВЕКА ДЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И РЕГИОНА. ПЛАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ.

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АТОМЩИК - ГЛАВНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ ЭКОЛОГИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

1. ЭНЕРГЕТИКА 21 ВЕКА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА.
Сценарии сбалансированного развития энергетики Балтийского региона в 21 веке обсуждались 15 - 16 января в Таллинне (Эстония). Это было третье рабочее совещание за 6 месяцев. Его участники - представители правительственных структур, неправительственных экологических организаций и эксперты всех стран Балтийского региона. Российские правительственные чиновники на этой рабочей встрече отсутствовали.
Главной целью проекта, представленного Эстонией и Данией - рассмотрение сценариев устойчивого развития энергетики в Балтийском регионе, которые бы обеспечили безопасное развитие Региона в 21 веке.
Роль энергосбережения, возобновимых и традиционных энергоисточников, для каждой из десяти балтийских стран, создание единого балтийского энергетического кольца - были основными темами для обсуждения.

Неправительственным организациям удавалось вырабатывать общие позиции и предложения для политиков разных стран.
Эксперты не пришли к единому мнению в отношении возможности дальнейшего развития атомной энергетики в Регионе.
Участникам семинара был продемонстрирован фильм "Страсти по заливу", посвященный строительству нефтеналивных и угольных терминалов для транспортировки этих энергоносителей из России на Запад. Все новые порты планируется разместить в районе особо охраняемых территорий Балтийского побережья России.
Фильм, снятый НКО Зеленый Мир и информационным агентством "Устойчивое Развитие" вызвал живой интерес участников встречи.

2. АТОМНАЯ ПОВЕСТКА 21 ВЕКА ДЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И РЕГИОНА. ПЛАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ.
Где взять деньги для дальнейшего развития атомной АЭС на северо-западе России? Какие правовые и организационные нормы нужно принять для этого? Ответы на эти вопросы обсуждались 26-27 января на совещании, которое проходило в Санкт-Петербурге и Сосновом Бору.
Участниками этого атомного саммита были: вице-премьер правительства России В.Булгак министр атомной энергетики В.Михайлов, начальник Госатомнадзора России Ю.Вишневский, генеральный директор концерна "Росэнергоатом" Е.Игнатенко, представители министерств экономики, финансов, топлива и энергетики. Из местных чиновников участвовали губернатор Ленинградской области В.Густов и мэр Соснового Бора В.Некрасов, а также руководители атомных предприятий.

Как известно, здесь на южном берегу Финского залива находится крупнейшая (4000 ГВт) и старейшая АЭС Балтийского региона. Через пять лет первый из ее реакторов выработает свой ресурс, и его нужно будет закрывать. Но руководство Ленинградской АЭС, надеется продлить эксплуатацию этих самых старых реакторов чернобыльского типа. Для этого в реконструкцию реакторов уже вложено $400.000.000, и более $600.000.000 предполагается вложить до 2001 года. Эти работы оплачивают потребители электроэнергии за счет тарифа.
Предполагается строить и новые реакторы "МКЭР" - такого же канального типа, как и ныне действующие. По оценке В.Михайлова каждый такой замещающий энергоблок для ЛАЭС будут стоить примерно 1 миллиард долларов. Деньги на их строительство предлагается добывать также за счет потребителей, включив инвестиционную составляющую в тариф на электроэнергию.

Таким образом, жителей северо-западного региона России и Финляндии предполагается сделать не только инвесторами реконструкции ЛАЭС, но и инвесторами строительства новых атомных монстров на берегу Балтики. При этом, их мнением по этому поводу никто не интересуется.
Кроме этого, предполагается создать одну или несколько энергетических кампаний, способных инвестировать этот проект. Возможны и госкредиты. Вице-премьер предложил в ближайшее время разработать бизнес-план до 2010 года строительства новых реакторов, замещающих старые блоки .
За счет федерального бюджета России будет продолжаться начатое в Сосновом Бору полтора года назад строительство Ядерного Центра с экспериментальным реактором ВВЭР-640. По словам директора НИТИ В.Василенко, ведущего это строительство, к этому новому реактору проявляют коммерческий интерес европейские страны.
Радикального решения финансовой и технологической проблемы обеспечения безопасности радиоактивных отходов, скопившихся за 25 лет работы ЛАЭС, на совещании так и не было предложено. России, как видно, некогда заниматься такими пустяками как высокоактивные отходы. Да и денег в федеральном бюджете на новые АЭС не хватает: Таким образом, тысячи тонн высокорадиоактивных отходов в бассейнах в 90 метрах от Балтийского моря ждут...

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АТОМЩИК - ГЛАВНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ ЭКОЛОГИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Такой выбор сделало новое Законодательное Собрание Ленинградской области. Председателем комиссии по экологической безопасности и природопользованию стал Михаил Вивсяный, профессиональный инженер-атомщик - профсоюзный лидер Ленинградской АЭС. Господин Вивсяный не новичок в политической деятельности. Во времена Перестройки он, будучи депутатом городского собрания Соснового Бора, также отвечал за экологию.

Выпуск подготовил: Олег Бодров
При подготовке использованы материалы публикаций из сосновоборских газет и собственная информация


Рекламные ссылки: return_links(); ?> Get_Links(); ?> return_links(); ?>