Региональные новости - Архив

Апрель 1999

23 апреля

20 апреля в Ломоносове прошли очередные общественные слушания об экологической ситуации в городе связи с перспективой строительства битумного терминала шведской фирмы "Нинас".
Содокладчиков было двое: А.Рыбин (от АО "Порт Ломоносов") и Л.Шкахова (от Государственного музея-заповедника Ораниенбаум")..
(По результатам предыдущих слушаний Муниципальным советом Ломоносова 4 марта было принято отрицательное решение по строительству терминала на предлагаемом месте у выхода Меньшиковского канала в залив. Повторные слушания связаны с предложением АО "Порт Ломоносов" перенести зону строительства на несколько сот метров к Западу)
Перед началом слушаний участники на автобусе, предоставленном АО "Порт Ломоносов", съездить на место предполагаемого строительства . А.Рыбин достаточно подробно рассказал о проекте инвестиций , подчеркнув полную (по его мнению) безопасность терминала для окружающей среды. Фирма "Нинас" предполагает вложить в строительство около $5 млн (возможно даже $10 млн), при этом ежегодные налоговые поступления в федеральный бюджет составят более $800 тыс. Кроме того фирма "Нинас" вложит средства в развитие ряда объектов местной инфраструктуры.
Были продемонстрированы материалы по ОВОС, положительное заключение Ленкомэкологии, СЭС и еще 12 организаций. На просьбу общественных организаций предоставить им материалы по ОВОС для более подробного ознакомления А.Рыбин ответил отказом.
Л.Шкахова (музей-заповедник) высказала противоположное мнение. По ее словам никто не отменял Генеральный план развития приморской зоны в районе Ораниенбаума (утвержден в 1984 году).Согласно этому плану участок строительства терминала входит в зону, имеющую особую историческую ценность. Л.Щкаховой был предъявлен официальный ответ Управления ГИБДД, из которого следует, что окружная бетонная автодорога через Б.Ижору (именно по ней предполагается осуществлять перевозку битума к потребителям) не пригодна для движения тяжелых грузовиков. Все перевозки пойдут по Петергофской дороге. И, наконец, терминал поставит крест на возможности использовать туристский потенциал нашего музея-заповедника, ведь никто поедет сюда, чтобы полюбоваться на еще одну промышленную зону.
Обсуждение двух докладов показали разделение участников слушаний на две полярные точки зрения : "за" и "против" строительства терминала. Окончательное решение будет принято на заседание Муниципального совета г.Ломоносова.
Мы уже имеем печальный опыт - по строительству порта НЕСТЕ не удалось своевременно получить информацию, мнение общественности никак не повлияло на решение вопроса о порте. Сегодня он практически построен.
Чтобы такое не повторилось, жители должны получить возможность решать судьбу своей территории через реальные процедуры. Пока таких процедур нет.
Алексей Сенов

22 апреля

"Транснефть" берет на себя БТС

Министр топлива и энергетики Сергей Генералов заявил, что в апреле Правительство РФ примет постановление о начале строительства Балтийской Трубопроводной Системы (БТС).
Основное финансирование работ берет на себя Транснефть.
Еще одним инвестором может стать Финляндия.
Ранее интерес к финансированию БТС проявил Ex-Im Bank (Япония). Стоимость проекта - около $2 млрд.
"Деловой Петербург" 21 апреля
ИЦ "Зеленая линия", Приморск

15 апреля

Залив взят под контроль

В Ленобласти готовится к реализации российско-финская программа Rusfinnonpoint. Об этом сообщили в администрации Выборга.
По словам пресс-секретаря мэра Выборга Лидии Смирновой, целью Rusfinnonpoint является улучшение экологического состояния акватории Выборгского залива Балтийского моря.
Бюджет проекта составляет EUR289 тыс., причем 85% финансирования будет осуществляться из средств программы TASIS.
/Интерфакс/
********* Новости Выборга в Интернет
http://baltic-region.net.ru/vyborg/newsr.htm - Russian
http://www.vyborg.ru/news.htm - English **********


14 апреля

Свежие новости по Приморскому порту

Реализация Приморского проекта начнется уже в конце апреля - начале мая.
Об этом заявил и.о. губернатора Ленинградской области В. Сердюков во время своего пребывания в Выборге 13 апреля. Он пояснил, что имеет в виду строительство нефтепровода от Киришей до Приморска, проектно-изыскательские работы по которому должны начаться в указанные Сердюковым сроки.
Поскольку наши официальные лица, как правило, не сильны в терминологии, какие именно работы имеются в виду, уточнить не удалось.
Константин Шолмов ww@vyborg.ru

09 апреля

9 лет Ассоциации зеленых Карелии

Дорогие друзья!
7 апреля исполнилось 9 лет со дня проведения I-й (учредительной) Конференции Ассоциации зеленых Карелии, состоявшейся в городе Петрозаводске в помещении нынешнего Дворца творчества детей и юношества. Активисты общественных экологических организаций из многих районов Карелии решили в этот день объединиться в одну организацию, чтобы вместе противостоять планам строительства Карельской АЭС, защищать богатое природное и культурное наследие республики, в том числе уникальные леса Карелии, которые теперь называют старовозрастными. До сегодняшнего дня в Карелии нет новых серьезных попыток протащить атомный проект.
Создано два национальных парка - "Водлозерский" и "Паанаярви". Никто не может отрицать значительной роли Ассоциации в том, чтобы это могло совершиться. Однако в республике масса экологических проблем. И поэтому Ассоциация зеленых Карелии продолжает работать и помогает работать другим, выполняя роль регионального информационно-координационного центра.
Спасибо всем, с кем мы работаем!
Спасибо всем, кто нам помогает!
Надеюсь, мы по-прежнему будем вместе!
Дмитрий Рыбаков,
координатор Ассоциации зеленых Карелии

Ассоциация зеленых Карелии в 1998 году
Общественная экологическая некоммерческая организация Ассоциация зеленых Карелии.
На 1 января 1998 года в Ассоциации зеленых Карелии насчитывалось 9 коллективных членов - общественных объединений, занимающихся решением экологических проблем, и около 50 индивидуальных членов.
Основная работа Ассоциация зеленых Карелии в 1998 году заключалась в следующем:
1. Выполнение роли информационно-координационного (ресурсного) центра, оказывающего разностороннюю помощь некоммерческим организациям в Республике Карелия:
- рекомендации для участия представителей некоммерческих организаций в обучающих семинарах и конференциях;
- учреждение карельской региональной общественной организации "Пацифист";
- помощь некоммерческим организациям в подготовке заявок на гранты.
2. Участие в российско-норвежском семинаре "Организация системы управления и государственного контроля за загрязнением окружающей среды". Петрозаводск - Кондопога, 25-29 мая 1998 года (по приглашению Государственного комитета охраны окружающей среды по Республике Карелия).
3. Участие в "зеленом марше" по улицам Петрозаводска во Всемирный день окружающей среды 5 июня 1998 года.
4. Поддержка кампании в защиту волков.
5. Подготовка и предоставление Главе местного самоуправления г. Петрозаводска А.Ю.Демину Списка первоочередных мер по снижению экологической напряженности в г. Петрозаводске. Основные предложения связаны с улучшением качества питьевой воды в городе, проблемами сохранения и восстановления зеленых насаждений, соблюдения "Правил содержания, благоустройства и обеспечения санитарного состояния г. Петрозаводска", создания общественной экологической инспекции.
6. Участие в общероссийской кампании за справедливое налогообложение некоммерческих организаций (НКО), против приравнивания НКО по налогообложению к коммерческим организациям.
7. Распространение социально-экологических изданий.
8. Помощь в издании карельской экологической газеты "Зеленый лист" и "Экологического вестника", выходящего приложением к газете "Новая Кондопога".
9. Сотрудничество с карельскими, российскими, иностранными и международными средствами массовой информации, а также экологическими информационными агентствами (АВЭ-инфо, ENWL, пресс-службой Центра координации и информации Социально-экологического союза и другими).
10. Участие в акциях экологической солидарности:
- в защиту конституционных прав экологических активистов - в связи с судебным преследованием защитников окружающей природной среды в Российской Федерации;
- в защиту лесов первой группы - участие в предъявлении первого в России всенародного судебного иска к Правительству РФ;
- подписание Заявления общественных организаций России в связи с первой годовщиной ратификации Конвенции о химическом оружии - требование "коренного изменения в делах, связанных с химическим разоружением" и "организации такого механизма работ, при котором будет обеспечено непрерывное химическое разоружение страны при безусловном соблюдении требований экологической безопасности и интересов затронутого населения";
- направление письма Председателю Правительства Российской Федерации Е.М.Примакову с просьбой "приложить все возможные усилия по подписанию Орхусской Конвенции об участии общественности и ее дальнейшей ратификации".
- в защиту регионального ландшафтного парка "Гранитно-степное Побужье" (Украина), часть которого могла быть затоплена в результате строительства Ташлыкской ГАЭС и заполнения руслового Александровского водохранилища на реке Южный Буг.
11. Внесение предложений в Концепцию социально-экономического развития Карелии (совместно с Социально-экологическим союзом). Основное в предложениях - учесть социально-экологический аспект развития республики.
12. Начало кампании за проведение общественной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи уран-благороднометально-ванадиевых руд месторождения Средняя Падма (Медвежьегорский район).
13. Законодательные инициативы. Внесены предложения в проекты законов Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" и "Об установлении и введении в действие на территории Республики Карелия налога с продаж".
14. Международное сотрудничество:
- участие в Экологическом Форуме неправительственных организаций и IV-й Конференции министров окружающей среды европейских стран (г. Орхус, Дания, 23-25 июня 1998 года);
- участие в рабочем семинаре "Стратегическое руководство для повышения общественной осведомленности и природоохранного образования в регионах Балтийского моря" (Институт окружающей среды Финляндии, г. Хельсинки, 16-17 ноября 1998 года);
- участие в 4-й конференции Сети спасения тайги (г. Тарту, Эстония, октябрь 1998 года).
15. Основные направления деятельности наиболее активных общественных объединений - членов Ассоциации зеленых Карелии:
* Объединение "Природа" (г. Медвежьегорск):
- протест против масштабного развития горнорудной промышленности в Заонежье и выступление за альтернативный путь его развития ;
- организация в Медвежьегорском районе кампании против планов разработки уран-благороднометально-ванадиевых руд месторождения Средняя Падма, за сохранение природного и историко-культурного наследия.
* Фонд молодежи и детства "Аристон" (г. Сегежа):
- судебное преследование экологически вредной деятельности Надвоицкого алюминиевого завода, защита экологических прав пострадавших граждан; - издание книги "Аристон - вечный путь по лезвию бритвы (Концепция ноосферного развития)" популяризирующей учении академика В.И.Вернадского и рассказывающей о ноосферном мировоззрении в целом.
* Союз зеленых "Сандал" г. Кондопоги:
- противодействие незаконному строительству индивидуального жилья в водоохранной зоне озер Габозеро и Сандал, защита окружающей природной среды района от загрязнения и деградации;
- выпуск "Экологического вестника" в приложении к районной газете "Новая Кондопога".

07 апреля

Экологический кодекс ЛО

Второго апреля 1999 г. в Правительстве Ленинградской области в комитете по экономике и инвестициям прошли общественные слушания проекта областного закона "Экологический кодекс Ленинградской области".
Инициатором обсуждения выступил Г.В.Двас, председатель комитета по экономике и инвестициям. На встрече присутствовали члены экологических НГО, представители научно-исследовательских институтов, а также руководитель департамента природопользования и экологической безопасности А.В.Ксенофонтов и координатор общественных слушаний Д.А.Деларов.
Присутствующим были представлены пресс-релиз по законопроекту и полный текст законопроекта в электронной форме. Г.В.Двас рассказал об основных моментах, касающихся "Экологического кодекса" и процедуры его принятия. В законопроекте впервые в единый документ сведены все вопросы природопользования (кроме пользования лесными и земельными ресурсами, по которым будут приняты отдельные законы или дополнения к кодексу).
Основная цель разработки Экологического кодекса - узаконить реализацию полномочий по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям субъекта федерации или к совместному ведению субъекта федерации и федерального уровня. В настоящее время отсутствие законодательной базы приводит к нелегитимности принимаемых решений, а также к несоблюдению нормативов и правил.
Главный принцип, положенный в основу разработки законопроекта, - признание необходимости устойчивого развития Ленинградской области, при реализации принципов которого будет обеспечена возможность будущих поколений пользоваться природными ресурсами в объемах и с качеством, не уступающим современным.
Разделы Экологического кодекса посвящены регулированию отношений, возникающих при использовании разных видов природных ресурсов. Каждый раздел включает главу об общем порядке регулирования правоотношений в этом направлении, описание разграничения полномочий органов государственной и муниципальной власти на территории Ленинградской области, вопросы управления собственностью и схему принятия решений.
По поводу участия общественности в обсуждении законопроекта Г.В.Двас отметил, что Правительство области заинтересовано в установлении тесного сотрудничества с компетентными общественными организациями и в широком обсуждении решений на этапе их разработки. Поскольку не существует формальной процедуры участия общественности, было принято решение начать с проведения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы. На основе полученного опыта будет разработан механизм участия общественности в принятии решений и нормативных актов на уровне Ленинградской области.
Организаторы ответили на вопросы собравшихся, в основном ознакомительного плана, так как присутствующие пока не имели возможности ознакомится с текстом.
Инициаторы с согласия присутствующих установили следующий порядок дальнейшей работы: срок предоставления предложений и замечаний - 16 апреля. До 25-26 апреля будут проведены обработка и обобщение, а также рассылка нового варианта законопроекта. После этого в начале мая пройдет собрание по обсуждению второго варианта текста, по которому будет проводится общественная экологическая экспертиза.
Электронную версию Экологического кодекса Ленинградской области в формате RTF можно получить по адресу polina@vexp8.spb.org
Контакт, предоставленный организаторами
т.279-60-66 Дмитрий Андреевич Деларов.
П.Ф.Агаханянц, СПбОЕ, группа Диалог 21

06 апреля

Информация о проекте БТС

Уважаемые коллеги!
Судя по информации, полученной в ОАО "Верхневолжские нефтепроводы", заявление Валерия Сердюкова о начале рализации проекта БТС в июне 1999 года и пуске первой очереди к 2000 году, сделанное в Доме Правительства Ленинградской области 19 марта, можно назвать слишком оптимистичным.
Согласно графику работ в настоящее время идет подготовка программы на проведение изыскательских работ по всей трассе и на первые 50 км. Следует иметь ввиду, что отсчет первых километров пойдет от Приморска. Так что если у вас, господа, есть информация о нарушениях по землеотводам на лесных территориях, имеющих специальный статус, прошу срочно проснуться.
Вероятность того, что поезд уйдет без "заинтересованной общественности" очень большая. Процесс действительно вступил в активную фазу.
Н.Линевич

04 апреля

Утопленники в Выборгском заливе

Весна, которой все так радуются, несет с собой серьезную экологическую угрозу. Когда растает лед, в воду Выборгского залива начнут поступать всевозможные загрязняющие вещества из трюмов и топливных баков затонувших кораблей.
Конечно, наш залив в этом отношении не сравнить с Волгой в Астрахани или петербургским побережьем, где корпуса погибших судов лежат на дне в несколько слоев. Зато у нас проблема бесхозных "останков кораблекрушений" и не решается годами.
Последняя проверка, проведенная в конце навигации прошлого года, обнаружила свеженького "утопленника". В бухте Ключевской, недалеко от острова Лисий, над поверхностью воды торчала часть надстройки крупного судна. По сообщениям рыбаков, в бухте и на берегу рядом с ним постоянно появляются нефтяные пятна и неопределенного вида мусор. Расследование, проведенное Выборгским отделением Ространсинспекции, позволило установить хозяина судна.
Как выяснилось, на дне Ключевской покоится плавбаза "Балтия" - весьма солидное судно длиной 99 метров и водоизмещением 1745 тонн. Плавбаза 1959 года постройки была в свое время списана Выборгским портом и приобретена частным предпринимателем по фамилии Бурлака. Он использовал "Балтию" в качестве причала на острове Лисий, где в 1994-95 гг. шли активные рубки леса. Видимо, с помощью бывшей плавбазы лес перегружали на подходящие суда. Затем лесорубы с острова ушли, а базу, судя по всему, просто бросили у берега. Дожди, а может и забортная вода наполнили ее и "Балтия" утонула, а приливы-отливы вытащили ее ближе к фарватеру.
-Мы неоднократно пытались найти хозяина, - негодует главный инспектор РТИ Александр Олейников, - однако он так и не явился в инспекцию. Я выяснил его сотовый телефон, звонил. Однако тому все было некогда - то он занят, то в Финляндии. Передали дело в транспортную прокуратуру, может быть, это подействует.
История с "Балтией" весьма характерна. Почти у всех "летучих голландцев", брошенных в Выборгском заливе, есть хозяева, но их не заботит судьба купленных за гроши кораблей. За последние пять лет ни одно потонувшее судно не было поднято на поверхность. Исключение составляют несколько бывших военных катеров в Высоцке.
По сведениям РТИ, всего в нашей акватории покоится около трех десятков судов, в разной степени перешедших из надводного положения в подводное. Самое известное и самое намозолившее всем глаза - теплоход "Вацлав Воровский", лежащий на камнях недалеко от острова Змеиного. Эта громадина длиной больше 120 метров и водоизмещением 5 тысяч тонн была куплена московским СП "Таис-Спорт". Затем судно пытались продать иностранцам, те вроде бы отказались, потом бесхозный теплоход, стоящий на якоре, горел и посещался собирателями цветных металлов. По одной версии, они и открутили какой-то лишний клапан, по другой - судно само перевернулось во время большого подъема воды. Так или иначе, "Воровский" уже пять лет лежит, все меньше возвышаясь над водой. Как говорят все те же рыбаки, до сих пор при усилении волнения моря из его трюмов выливается грязная вода с нефтепродуктами.
Четыре "утопленника" - три рыболовных сейнера и один буксир-на совести предприятия "Морские перевозки", некогда действовашего в Приморске. У военных причалов в Высоцке вообще настоящий Перл-Харбор. Полу- и полностью затонувший корабли соседствуют здесь с вытащенными на берег ржавыми корпусами. Чуть поодаль, у яхтенного причала совсем недавно утонул 50-тонный катер. С другой стороны острова, в Большой Пихтовой бухте - еще два полуразделанных судна. И совсем уж позорно, прямо в Крепостном проливе в центре Выборга лежит, уже почти невидимый, дебаркатер, принадлежащий рыбинспекции.
Несмотря на то, что брошенные корабли, как правило, долго стоят на приколе, подвергаясь разграблению, в их недрах остается достаточно много веществ, загрязняющих акваторию. Это остатки топлива, так называемые льяльные воды - судовая канализация, грязь, ржавая взвесь.
Новые хозяева списанных судов обычно срезают с них только наиболее ценные и доступные части, а сами корабельные остовы бросают. И привлечь их к ответственности невозможно. В 1995 году губернатор Ленобласти подписал постановление, по которому бесхозные суда должны были ставиться на учет и утилизоваться. Совещание на эту же тему было проведено и в Выборгской Администрации. Однако никаких практических результатов не последовало. Главным препятствием оказалась священная частная собственность - невозможно забрать у хозяина, пусть даже нерадивого, его имущество и передать его муниципалитету.
А если такое и произойдет - подъем и разделка "летучих голландцев" может оказаться дороже стоимости металла. Хотя в других регионах, тоже страдающих от железных утопленников, выходы пытаются искать - например, сдавая их подъем и разделку в концессию частным фирмам. Самое плохое - что ситуация ничуть не меняется к лучшему. Порядка на море все так же мало. Представитель государства - Морская администрация - отвечает лишь за порты и фарватер. до тех пор, пока брошенные корабли не мешают судоходству, они ее не беспокоят. Транспортная инспекция тоже не совсем прямо причастна к "утопленникам" - ее, в первую очередь, волнуют нормально плавающие суда.
-Мы пытаемся предотвратить аварийные ситуации, - говорит Александр Олейников, -однако это не всегда возможно. Вот сейчас в том же Высоцке у городского причала стоит пассажирский теплоход "Петрокрепость", который в качестве общежития для рабочих использует фирма "Техэкспорт". Лишь с большим трудом мы добились от них документов, небходимых для швартовки судна. А ведь этот теплоход величиной примерно с "Воровского" и стоит прямо в узких Высоцких воротах - не дай Бог, с ним что-нибудь случится - фарватер будет закупорен.
Константин ШОЛМОВ, "ВВ"


Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>