Документы - Архив

СЕНТЯБРЬ 1998

У С Т А В
СПИСКА РАССЫЛКИ ECOLOGICAL NORTH-WEST LINE

НАЗВАНИЕ: список рассылки (телеконференция) Ecological North-West Line

СТАТУС: некоммерческий, открытый, управляемый

ВВЕДЕНИЕ (Добро пожаловать!)


1. Телеконференция (список рассылки) ENWL была создана в сентябре 1997 года по инициативе неправительственных организаций и объединений Севера-Запада России, которым небезразличны проблемы охраны окружающей среды и здоровья человека. Решение о создании данного списка рассылки было принято на конференции представителей общественных организаций (NGO) и средств массовой информации (mass-media) 8 сентября 1997 года в Доме журналистов, г.Санкт-Петербург. Поскольку создание конференции ENWL является общественной инициативой, то сам факт ее создания не может рассматриваться как результат направленной деятельности каких-либо отечественных или зарубежных организаций и/или частных лиц.

2. Конфеpенция ENWL служит для свободного общения по вcем вопросам, cвязанным c проблемами экологии (взаимодействие живых организмов и среды их обитания - ecology) и социальными проблемами охраны окружающей среды (environment). В этих рамках конференция должна способствовать обмену идеями, мнениями, знаниями, опытом, текущей информацией между людьми, живущими преимущественно на теppитоpии Северо-Запада России.

3. Для удобства подписчиков кроме ОСНОВНОГО списка рассылки ENWL, в рамках которого разрешена свободная дискуссия по экологическим проблемам (главным образом, касающихся Cеверо-Западного региона), имеется ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ список рассылки ENWL-inf, предназначенный исключительно для рассылки информационных сообщений, дайджестов и т.п. на темы экологии и охраны окружающей среды.

4. Если специально не оговорено, положения устава относятся к обоим спискам рассылки.

5. Авторы устава: Анацкий Сергей, Владимир Левченко.

ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИЙ ENWL и ENWL-inf

Используя возможности компьютерных сетей содействовать:
  • обмену информацией и мнениями, о научных и социальных проблемах, которые касаются среды обитания человека, тем самым способствуя развитию природоохранной деятельности и повышению экологической культуры населения;
  • оперативному обмену информацией о проектах или действиях, которые могут, по Вашему мнению, влиять на экологическую ситуацию в регионе, стране и в мире;
  • укреплению и расширению взаимодействия между российскими экологами, а также их сотрудничеству с экологами других стран, развитию некомерческого сотрудничества (партнёрства) между георграфически удалёнными единомышленниками (партнёрами).
  • координации участников конференции в случае проведения коллективных мероприятий, направленных на защиту дикой природы и среды обитания человека.

УПРАВЛЕНИЕ (МОДЕРИРОВАНИЕ)

1. Mодератор (ведущий) списка рассылки ENWL обязан поддерживать соблюдение данного устава доступными ему по уставу способами: предложения, просьбы, предупреждения, исключение нарушителей из списка рассылки.

2. При модерировании списка рассылки ENWL-inf модератор имеет, кроме того, право не рассылать пришедшее сообщение в случаях, когда это сообщение не соответствует правилам для рассылаемой информации.

3. Модератор конференции ENWL является одновременно модератором ENWL-inf При необходимости, функции по управлению телеконференцией временно могут быть полностью или частично переданы другому лицу. О этом модератор обязан оповестить всех участников с указанием дат начала и окончания деятельности временно исполняющего обязанности модератора, а также его адреса.

4. Сообщения от модератора следует считать официальными только в том случае, когда они имеют подпись Модератор ENWL и посланы с официального адреса модератора. В остальных случаях модератор выступает, как один из подписчиков, т.е. как частное лицо, мнение которого может не совпадать с мнением других лиц или организаций, в которых он работает или состоит.

5. На настоящий момент модератором является Левченко Владимир Федорович; официальный адрес электронной почты модератора: enwl@lew.spb.org

П Р А В И Л А

I. Для ENWL:

1. Список рассылки ENWL является открытой, постмодерируемой конференцией. Это означает, что модератор следит только за соблюдением членами списка настоящего устава и в случае его несоблюдения делает предупреждение (по конкретному адресу или в конференции) тому, кто нарушает устав. Споры в конференции с модератором по поводу его действий, а также переписка по иным частным вопросам (например, техническим), запрещены. При необходимости такой переписки используется официальный адрес модератора. При несогласии с действиями модератора об этом может быть объявлено в коротком информационном сообщении, которое принимается к сведению, но не обсуждается участниками конференции. Кроме того, в этом сообщении могут содержаться предложения по перевыборам модератора.

2. Подписка на список рассылки ENWL и исключение из него производится модератором. Для подписки необходимо направить на официальный адрес модератора обычное письмо с запросом, или же отослать на majordomo@spb.org.ru письмо, в первой строке которого написано subscribe ENWL (адрес для подписки будет идентифицирован автоматически, а запрос будет переслан модератору). В том случае, когда модератор разрешает подписку, сервер отсылает новому подписчику оповешение.

3. В случае многократных нарушений модератор имеет право исключить нарушителя из списка ENWL на определенный срок (не менее одной недели) с обязательным оповещением об этом всех остальных членов списка. Повторное включение адреса, исключенного из списка, производится по той же самой процедуре, которая используются для желающих стать подписчиками (см. п.2).

4. Модератор не имеет права приостанавливать рассылку сообщения, посланного участником конференции ENWL. Это же относится к тем случаям, когда к модератору обратились с просьбой разослать сообщение. В исключительных ситуациях модератор может запросить подтверждение о рассылке сообщения.

5. Списки подписчиков ENWL и ENWL-inf могут быть запрошены у модератора конференции любым подписчиком.

II. Для ENWL-inf:
6. Список рассылки ENWL-inf является открытой, премодерируемой конференцией. Модератор имеет право не направлять сообщение на рассылку, если оно не соответсвует правилам для рассылаемой информации. Об этом он обязан оповестить автора сообщения.

7. Подписка на список рассылки ENWL-inf и исключение из него производится через модератора или самостоятельно. Для подписки необходимо направить на официальный адрес модератора обычное письмо с запросом, или же отослать на majordomo@spb.org.ru письмо, в первой строке которого написано subscribe ENWL-inf (адрес для подписки будет идентифицирован автоматически, а сообщение о подписке будет переслано модератору). В случае успешной подписки сервер отсылает новому подписчику оповешение. Модератор имеет право закрыть прием сообщений (например, используя kill-file технологию) от лиц, систематически нарушающих устав, а также прервать их подписку на определенный срок (не менее одной недели). Об этом он обязан оповестить нарушителя. В иных случаях он не имеет права не разрешить подписку.

III. Общие:
8. По инициативе не менее 1/2 участников списка ENWL (со временем подписки не менее 6 месяцев) могут быть объявлены перевыборы модератора ENWL. Перевыборы могут быть объявлены также в случае самоотвода модератора или же в случае, когда модератор по объективным причинам не может исполнять свои обязанности длительное время. Перевыборы при этом объявляются либо временно исполняющим обязанности модератора, или, при отсутствии такового, системным администратором.

9. Устав вступает в действие через сутки с момента опубликования.

СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИНФОРМАЦИИ, ПУБЛИКУЕМОЙ В КОНФЕРЕНЦИЯХ ENWL и ENWL-inf

1. Конференция ENWL предназначена для оперативного распространения разноплановой экологической информации, как правило, небольшого объема (до 10 - 15 кб по русски и 5 - 10 кб по английски). Разрешается посылка информационных сообщений (о конференциях, грантах, событиях и т.п.), дайджестов, запросов, комментариев к опубликованной в ENWL или других источниках информации. В том случае, если сообщения имеют больший объем, рекомендуется посылать в конференцию аннонс с кратким содержанием сообщения и указанием как получить полный текст.

2. Конференция ENWL-inf предназначена для распространения разноплановой экологической информации объемом до 40 кб на русском языке и 15 кб на английском. Разрешается посылка информационных сообщений (о конференциях, грантах, событиях и т.п.), дайджестов и статей. В тех случаях, когда сообщения имеют больший объем, в конференцию посылается аннонс с кратким содержанием сообщения и указанием как получить полный текст.

3. Не рекомендуется посылать одно и то же сообщение (особенно большого объема) в оба списка рассылки - ENWL и ENWL-inf. Исключение могут составлять только очень важные короткие сообщения. В то же время рекомендуется, в случае посылки сообщения большого объема в список ENWL-inf, посылать краткую аннотацию этого сообщения в список ENWL.

4. Сообщения в нетекстовых форматах mime, uuencode и других могут быть посланы в конференции ENWL или ENWL-inf только с разрешения модератора в мсключительных случаях (например, при необходимости разослать специальные формы для коференции или гранта в doc-формате). Систематическая отсылка сообщений, имеющих объем, больше допустимого, или же в форматах, требующих для чтения специальных преобразований, рассматривается как нарушение настоящего устава.

5. Основной язык конференций - русский. Допускается посылка отдельных сообщений на английском языке (или фрагментов и цитат текста на других языках, если Вы уверены, что они будут поняты участниками).

6. Если Вы сомневаетесь в соответствии темы Вашего сообщения уставу конференции, то Вы можете это обсудить, написав персональное письмо на адрес модератора.

7. ЗАПРЕЩЕНО цитиpование в конфеpенциях личных писем без pазpешения их автоpа.

Примечание 1: отсылка сообщения в конференцию ENWL автоматически означает, что автор разрешает цитирование.
Примечание 2: цитаты из сообщений являются удобным напоминанием о предмете дискуссии, особенно если сообщения доходят до вас медленно. Однако пеpедавать большой кусок текста втоpой pаз нецелесообразно; важно знать, что думаете именно Вы. Поэтому, стаpайтесь огpаничиваться минимумом цитиpования. Пожалуйста, ставьте символ > пеpед началом цитиpованных стpок.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ,
которая публикуется в конференциях:

  • Информация имеет непосредственное отношение к проблемам экологии, охраны природы и среды обитания человека и/или способствует их решению.
  • Информация представляет интерес для экологов Северо-Запада России.
  • Информация изложена достаточно грамотно и кратко.
  • Информация не преследует коммерческие цели (исключение составляет коммерческая информация, бесспорно связанная с охраной природы и здоровьем людей).

    НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫ, но не закрыты для обсуждения, следующие темы сообщений:

  • Сама конфеpенция и ее пpоблемы (носитель не есть несомая инфоpмация!)


  • Темы, объявленные временно нeобcуждаемыми, так как они начали занимать слишком много места (предложение временно закрыть тему может внести любой из подписчиков, официально о временном закрытии уведомляет модератор).
  • Переписка на частные темы, интересные узкому кругу подписчиков или же посылка в конференцию материалов имеющих весьма отдаленное отношение к экологии (хотя, возможно, и актуальных в иных аспектах).
  • Реклама в конференции КРАЙНЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНА и ее публикация рассматривается как нарушение устава конференции.
  • Совеpшенно недопустимы и ЗАПРЕЩЕНЫ нецензурные выражения, агрессивные воззвания, угрозы, а также инфоpмация, использование которой может пpивести к нелегальным действиям в любой из участвующих стpан, или пpичинить вpед участникам и техническим носителям ENWL и ENWL-inf.

АВТОРСКИЕ ПРАВА

1. Все сообщения в конференциях ENWL и ENWL-inf могут свободно распространяться внутри сети Relcom/Internet. Разрешен перенос в другие конференции ПРИ УСЛОВИИ СОХРАНЕНИЯ ИМЕНИ АВТОРА, его адреса и ссыдки на ENWL. Также разрешается сохранение сообщения, для личного, некоммерческого использования.

ПОЖЕЛАНИЯ

1. Помните, что основная цель, ради которой была создана эта конференция, это - сохранение природы и улучшение среды жизни человека. Если Вы не чувствуете себя способным содействовать этому, не мешайте другим.

2. Поступайте так, как Вы бы хотели, чтобы поступали с Вами: не участвуйте в оскоpблениях или личных нападках на дpугих участников конфеpенции. Сообщения могут пpиходить из pазных мест и Вы никогда не можете быть уверены, что Вам известны все обстоятельства при которых они посылались. Старайтесь деpжать себя откpытыми для дpугих точек зpения, и помните, что люди не обязаны соглашаться друг с другом во всем, чтобы оставаться дpузьями. Клеветнические или дискредитирующие заявления, выpажение непpиязни или недовеpия к дpугим участникам воспринимается как исключительно pаздpажающее поведение.

3. Оставьте модеpиpование модеpатоpу; он для того и существует, чтобы реагировать на то или иное поведение участников конфеpенции. Поэтому, пожалуйста, не торопитесь отвечать на пpовокационные сообщения, явно наpушающие пpавила и цели конференции. Hе забывайте, что появление того или иного конкpетного письма не всегда означает, что оно соответствует уставу.

СПРАВКА ОБ АДРЕСАХ СПИСКОВ РАССЫЛКИ ENWL и ENWL-inf:

для отсылки сообщения в ENWL (рекомендуется) и писем модератору:
enwl@lew.spb.org

Отсылка сообщений в список ENWL самостоятельно:
enwl@spb.org.ru

для отсылки сообщений в ENWL-inf и писем модератору:
enwl-inf@lew.spb.org

Официальный адрес модератора ENWL и ENWL-inf:
enwl@lew.spb.org

Работа с сервером ENWL и ENWL-inf (subscribe, unsubscribe, help и др.):
majordomo@spb.org.ru

Если Вы пишете модератору, не забывайте начинать письмо с обращения к нему, иначе ваше письмо может быть по ошибке отослано в список рассылки.

Еще некоторые адреса, которыми также можно пользоваться:

отсылка сообщений через модератора в список ENWL;
enwl-approval@spb.org.ru (alias enwl@lew.spb.org)

отсылка сообщений в список ENWL-inf:
enwl-inf@spb.org.ru (alias enwl-inf@lew.spb.org)

Личный адрес модератора:
vflew@lew.spb.org


12 сентября

Путь к устойчивому развитию Санкт-Петербурга: вклад и участие общественности

подготовлено оргкомитетом конференции "Балтийская Повестка 21 - механизмы взаимодействия инициатив" для представления на российско-финском форуме "Наша общая окружающая среда" 14-16 сентября 1998 г., С.-Петербург
Введение:
Процесс, известный как "Повестка на XXI век", мы рассматриваем как попытку перейти от развития, управляемого интересами меньшинства, к развитию, которое не нарушает права большинства населения планеты, включая и тех, кто появится на ней завтра. Основу "Повестки 21" составляет этика ответственности перед будущим, перед окружающей сре- дой и обществом. Эта ответственность подразумевает добровольно накла- дываемые на себя ограничения и обязательства во имя признаваемых людьми ценностей. Поэтому процесс перехода к устойчивому развитию не может быть успешным, пока он не вовлечет критические массы людей, ра- ботающих на уровне дома, поселка, предприятия, школы.

Управляемое развитие подразумевает планирование. Мы подчеркива- ем, что ключевым вопросом планирования в рамках "Местной Повестки 21" является вопрос вовлечения различных заинтересованных и влиятельных групп в разработку и реализацию плана. Успех и ли провал процесса на местном уровне будет полностью определяться тем, правильно ли были определены участники и реалистичны ли были программы их участия.
В С.-Петербурге, многонациональном городе, перекрестке различных культур, с населением около 4.8 млн. чел, задача развития обществен- ного участия становится задачей создания эффективных механизмов и технологий такого участия. Для Петербурга это вопрос устойчивости его дальнейшего развития, его международного престижа, демократической культуры и благополучия жителей.

Цели и задачи доклада

Настоящий доклад подготовлен на основании материалов семинаров общественных организаций, межсекторальной конференции "Балтийская По- вестка 21" и предварительных исследований, проведенных в период под- готовки конференции. Над докладом работали эксперты различных общест- венных организаций, сотрудники вузов и предприятий. Целью доклада яв- ляется анализ готовности общественности города к разработке Повестки 21 и формирование программы действий для организаций - участников подготовки доклада. Доклад содержит краткую характеристику текущей ситуации по следующим направлениям:
  • модель инициации процесса МП21 в С.-Петербурге;
  • проблемы общественного участия;
  • имеющиеся программы и механизмы для обеспечения общественного участия.

Местная Повестка 21 как социальная инновация.

Модель инновационного процесса предложена на примере введения экологических курсов в вузах Петербурга(1).
Для понимания процесса развития и внедрения социальных инноваций важны следующие моменты: источник инициативы и его соотношение с различными у ровнями принятия (реализации) управленческих решений; доминирующие мотивации и отноше- ние к процессу на том уровне, где возникают инициативы и принимаются решения, а также ресурсы для реализации инициатив, которые доступны на этом уровне.
Для текущей ситуации характерно очень слабое развитие организа- ционных структур и механизмов как в государственном, так и в негосу- дарственном секторах. Поэтому реальным уровнем, на котором инициативы по устойчивому развитию приобретают организационное оформление, явля- ется даже не уровень отдельных организаций, а уровень их подразделе- ний: департаменты и отделы администраций, кафедры вузов, кружки Домов творчества юных и школ, отдельные подразделения крупных предприятий. Носителями инициативы выступают, как правило, сотрудники этих учреж- дений, вовлеченные в сети межличностных взаимодействий, так или иначе связанные с инициативами в развитых странах (в нашем регионе сканди- навские страны играют особо важную роль, являясь наиболее активными сторонниками концепции устойчивого развития).
Западное влияние прояв- ляется в холистическом подходе, ориентации на моральные и демократи- ческие ценности, признании важности общественного участия в разработ- ке и реализации планов. Российские местные инициативы характеризуются более технократическим подходом, ориентацией на выделение и решение проблем техническими (научными) методами, экономические механизмы уп- равления (принуждения).
Для возникновения инициатив по устойчивому развитию и их органи- зационного оформления необходимы ресурсы в виде контактов, коммуника- ций, возможности обучения и пр. (Следует отметить, что в целом проб- лема необходимых ресурсов для процесса МП21 еще не исследована). Раз- витие инициатив происходит под влиянием доминирующих мотиваций, кото- рые, в свою очередь, зависят от текущего благополучия или неблагопо- лучия организации. Естественно, преобладающие в России мотивации сильно отличаются от тех, которые являются движущей силой, например, в Финляндии и Швеции. Спектр актуальных в российских условиях мотива- ций уже, чем в скандинавских странах, что, соответственно сокращает пространство для партнерства.

Мотивации администраций по инициации и развитию Местной Повестки 21.

Финляндия, Швеция

(по литературе)

С.-Петербург

(по материалам опросов)

Эффективное использование ресурсов. Улучшение качества принимаемых решений по финансированию проек- тов. Достижение экономического роста и социальной стабильности. Экологическая безопасность.
Привлечение общественности к участию в планировании развития района/муниципалитета. Проблемы сбора и анализа экономико-социально-экологической информации, стратегическое и текущее планирование развития района.
Развитие демократических принципов. -----
Развитие международного сотрудничества. Международный престиж.
Имидж и конкурентоспособность муниципалитета с точки зрения привлечения инвестиций. Привлечение зарубежных инвестиций.
Установление и развитие контактов между органами власти и различными группам населения.
! Создание условий для ознакомления общественности с идеями и принципами устойчивого развития и определения своей роли в этом процессе.
Повышение роли местного населения и общественных организаций в жизни муниципалитета.
Привлечение молодежи к более активному участию в жизни муниципалитета.
Налаживание связей с населением.

Позиции по отношению к МП21 различны у лидеров и не-лидеров (в своих областях). Для лидеров характерно преобладание мотиваций сохра- нения своих лидерских позиций, внедрения новшеств, улучшения управле- ния. Для слабых организаций (муниципалитетов) характерны мотивы по- иска средств для поддержания "на плаву". Соответственно, такие орга- низации не располагают ресурсами для инновационной деятельности. По- пытки внедрения новых идей неизбежно вырождаются в "смену вывесок", когда вместо реальных изменений происходит переименование старых не- эффективных механизмов и организационных структур.
Кроме специфических мотиваций для лидеров характерно значитель- ное внимание к организационным и человеческим ресурсам. Можно выде- лить категорию "лидеров-новаторов", которые не только обладают необ- ходимыми ресурсами для преобразований, но и эффективны в управлении ресурсами.
Таким образом, эффективная стратегия распространения идей МП21 на настоящем этапе должна включать механизмы, которые позволяют искать инициативы внутри организаций (в т.ч., администраций), выде- лять эффективных лидеров и оказывать им целевую поддержку.

Проблемы общественного участия в МП21.

Проблемы общественного участия мы понимаем как необходимость вовлечения всех заинтересованных групп в процесс принятия и реализа- ции экологически-социально-экономически важного решения. В этом плане участие общественных организаций в МП21 является лишь модельным при- мером для анализа барьеров на пути развития общественного участия и способов их преодоления.
Решение о присоединении к процессу МП21 принимается организация- ми (людьми) на основании сопоставления "затрат" и "выгод" от участия (под выгодами понимаются не только материальные, но и моральные преи- мущества от участия).
В настоящее время очень много барьеров, которые затрудняют об- щественное участие и требуют чрезмерно большого вложения ресурсов. В то же время "выгоды" для участников неочевидны. Самое главное, что потенциальные участники не видят возможностей для решения проблем, которые они считают насущными, через участие в МП21. Задействована очень небольшая часть из возможного спектра мотивов участия. В основ- ном, это выгоды для тех, кто хочет занимать или занимает лидирующую позицию. Можно констатировать, что мотивация для участия только фор- мируется.

Барьеры на пути развития общественного участия

  • Атмосфера недоверия и взаимной подозрительности в обществе.
  • Слабые навыки управления в государственном, коммерческом и некоммерческом секторах.
  • Особенности экономики переход ного периода, включая высокую долю монополий на рынке и недостаток рыночных механизмов регулиро- ¦ * вания (упор на методы государственного силового регулирования). ¦ *
  • Низкое качество экологической информации.
  • Низкое качество экологического законодательства.
  • Отсутствие традиций общественного участия и доминирование навыков и привычек, приобретенных в ¦ советское время.
  • Социальные конфликты, вызванные экологическими катастрофами.
  • Построение общественных организаций по отраслевому (по направлениям деятельности), а не по ¦ территориальному принципу.

    Мотивации к участию в МП21 для общественных организаций

  • Быть в центре внимания.
  • Получить финансирование у западных партнеров, которые продвигают эту идею.
  • Решить уставные задачи организации и задачи развития организации.
  • Поиск партнеров.
  • Попробовать себя в инновационном процессе.
  • Участие в большом движении.
  • Решение местных экологических(социальных) проблем.
  • Налаживание контактов с местной администрацией.
  • Построение партнерских отношений с бизнесом.

    Эффективная стратегия распространения МП21 должна быть ориенти- рована на снижение "цены" общественного участия путем совершенствова- ния законодательства; локализации и адаптации экологической информа- ции для использования на местном уровне; распространения информации о потенциально возможных удачных практиках; тренингах и обучении для участников. Необходимо создание в городе инфраструктуры для поддержки инициатив по устойчивому развитию и условий для повышения эффектив- ности организаций - участников процесса.

    Различия между местным и региональным уровнями разработки МП21

    В процессе исследования инициатив по устойчивому развитию в СПб были выявлены существенные различия между местным (МО, район) и реги- ональным (город, регион) уровнями, на которых может быть создана Местная Повестка 21. В основе различий лежат концентрация и доступ- ность ресурсов и связанные с этим модели управления.

    Развитие МП21 в Петербурге должно основываться на усилении "bottom-up" (снизу-вверх) подхода в планировании: через органы МСУ и общественные организации должен происходить процесс вовлечения граж- дан в планирование и исполнение планов. На городском уровне в ближай- шее время будут доминировать административно-командные методы управ- ления, администрация города не готова принять концепцию МП21.

    Перспективы и возможности для развития общественного участия.

    Возможности развития общественного участия на настоящем этапе связаны с использованием существующих проектов и законодательных ме- ханизмов, а также с формированием сетей (объединений) различных ини- циативных групп с целью увеличить доступность ресурсов и эффектив- ность их использования. На примере сетей юношеских экологических ор- ганизаций рассмотрены типы формирующихся спонтанно сетей, их сильные и слабые стороны. Как показывает опыт, сети, формирующиеся вокруг об- щей программы, наиболее социально-ориентированы. Активность их участ- ников направлена на достижение социально-значимого результата, они готовы к новациям. Вместе с тем, спонтанно формирующиеся сети не ре- шают проблемы общественного участия ввиду высокой "цены" последнего.

    Анализ действующего законодательства показывает, что в нем зало- жено потенциально достаточно большое разнообразие форм общественного участия и механизмов взаимодействия общественности и государственных органов. Однако соответствующие нормы хаотически рассеяны по разным документам, по большей части декларативны и не гарантируют защиту прав граждан и общественных объединений. Доступ к судебным процедурам затруднен ввиду загруженности судов, отсутствия прецедентов и высокой стоимости процедуры. Внесудебные процедуры контроля отсутствуют или мало развиты. Поэтому важная роль общественного движения заключается в исследовании качества законодательства по общественному участию и мониторинге происходящих изменений.
    Можно констатировать практически полное отсутствие экономических моделей взаимодействия бизнеса, администрации и общественности для решения насущных экологических проблем. Любые программы по сокращению количества отходов, экологически рациональному потреблению не могут быть разработаны и реализованы без участия всех трех сторон. Пока что в этой области существуют только односторонние инициативы предприя- тий, администрации или общественных объединений, однако их системати- ческое сотрудничество на экономической основе не налажено.
    Среди имеющихся программы и законодательно закрепленных механиз- мов общественного участия можно выделить несколько наиболее перспек- тивных на сегодняшний день направлений. Их перспективность определя- ется наличием опыта и (или) формальных структур и механизмов, обеспе- чивающих участие общественности. Вместе с тем, все они должны быть усовершенствованы, чтобы облегчить доступ граждан к принятию решений.

    Программа действий

    На основании собранных аналитических материалов доклад констати- рует, что:
    1) в Северо-Западном регионе отсутствует достоверная информация о состоянии окружающей среды, осуществляемой и планируемой деятель- ности по ее изменению и охране.
    2) действия представителей законодательной и исполнительной власти, представителей промышленности, бизнеса, науки и обществен- ности по решению вопросов обеспечения устойчивого развития региона плохо скоординированы.
    3) законодательство и рыночные механизмы не стимулируют природо- охранную деятельность и разрушают соответствующие мотивации в созна- нии людей.
    4) существующие механизмы общественного участия в принятии стра- тегически важных решений по обеспечению устойчивого развития региона, включая общественные советы, общественные слушания и анкетирование, действуют неэффективно, а в некоторых случаях вообще не работают. Не- обходимость учета общественного мнения во многом остается декларацией хотя и подкрепленной некоторыми законодательными актами.
    В этой ситуации основным направлением действий общественных ор- ганизаций и инициатив в области устойчивого развития в Санкт-Петер- бурге является выработка и обеспечение реального функционирования ме- ханизмов общественного участия, с использованием зарубежного опыта и максимальной активизацией деятельности уже существующих механизмов.
    Для реализации этого предполагается:
    1) повышать информированность населения, представителей властных и бизнес структур о Местной Повестке 21 с привлечением СМИ и различ- ных институтов, занимающихся обучением (школы, вузы, досуговые цент- ры..);
    2) проводить целенаправленное обучение в виде семинаров для представителей НПО, властных и бизнес структур по вопросам устойчиво- го развития и механизмов общественного участия;
    3) создавать на разных уровнях трехсторонние (власть - бизнес - общественность) рабочие группы, которые смогли бы вырабатывать эффек- тивные механизмы общественного участия и контроля за реализацией кон- цепции устойчивого развития региона, а также способствовать стабиль- ному функционированию этих механизмов на основании заключенных трехсторонних соглашений.
    4) осуществлять общественный контроль за качеством экологической информации, процедур общественного участия, соответствующего законо- дательства и практических мер в сфере экономического регулирования.
    Для обеспечения мониторинга изменений происходящих в сфере об- щественного участия предлагается сделать данный доклад ежегодным и включать его презентацию в программы недели окружающей среды в СПб и последующих российско-финских форумов.

    (1) - Результаты исследований, которые легли в основу этого и последующих разделов, представлены в полной версии доклада.
    Доклад подготовлен рабочей группой конференции "Балтийская повестка 21 - механизмы взаимодействия инициатив"(С.-Петербург, июнь 1998) при участии экспертов общественных и государственных организаций в следующем составе:

    • Афиногенов Д. В. Северо-западная академия госслужбы
    • Агаханянц П. Ф. С.-Петербургское общество естествоиспытателей
    • Болотова А. А. Центр независимых социологических исследований
    • Галковская Н.Ю. Институт Точной Механики и Оптики
    • Гордеева А. А. Молодежное студенческое общество "Эколог"
    • Гаас А. В. НИЦ Безопасности тенических систем
    • Заричняк Ю. П. Институт Точной Механики и Оптики
    • Калиновская Г. Д. ОАО "Завод слоистых пластиков"
    • Карпов А.С. С.-Петербургское общество естествоиспытателей
    • Краева В.В. ОАО "Завод слоистых пластиков"
    • Махонина Е.В. Общественная организация "Зеленый мир" (г.Сосновый Бор)
    • Марушкина Т. В. Общественный экологический координационный совет
    • Мельников Д. А. Детский экологический клуб "Черный дракон"
    • Мадисон О. Г. Общественная организация "СПб за экологию Балтики"
    • Орлова А. В. Центр развития некоммерческих организаций
    • Тысячнюк М. С. Центр независимых социологических исследований
    • Чижиков С. К. С.-Петербургское общество естествоиспытателей
    • Чернышева Т. Е. Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования СПбГУ
    • Шеметов В. В. Общественное экологическое объединение "Кедр"


  • Рекламные ссылки: www.saimonshandmade.ru Украшения ручной работы купить