Обращения - Архив

Май - июнь 1998

07 июня

Г-ну Юрию Скуратову
Генеральному прокурору
Москва, ул. Большая Дмитровка, 15А

Уважаемый г-н Скуратов!

Выражаю Вам свое почтение от имени Хьюман Райтс Вотч, крупнейшей неправительственной правозащитной организации, имеющей штаб-квартиру в США.

Я обращаюсь к Вам по поводу дела Александра Никитина, активиста экологического движения; более конкретно, я хочу выразить от имени нашей организации озабоченность относительно седьмого обвинения против г-на Никитина, которое было предъявлено ему Федеральной службой безопасности (ФСБ) 8 мая 1998 г.

27 апреля 1998 г. Ваш заместитель, г-н Александр Розанов, отдал ФСБ распоряжние о том, чтобы из дела Никитина были изъяты все ссылки на секретные приказы и законы, примененные с обратной силой. Как Вам, безусловно, известно, в своих предыдущих обвинениях ФСБ ссылалась на ряд секретных приказов Министерства обороны, таких как приказ *71 от 1993 г. и приказ *55 от 1996 г.
В этих обвинениях также делалась ссылка на президентский указ от декабря 1995 г. о государственной тайне. Хотя этот последний указ был опубликован, он еще не вступил в силу к тому моменту, когда г-н Никитин якобы разгласил государственную тайну, и таким образом, этот указ не может быть применен к г-ну Никитину, в соответствии со статьей 54 Конституции РФ 1993 г., согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

8 мая 1998 г. ФСБ предъявила г-ну Никитину новое обвинение. В данном случае Федеральной службой безопасности были сняты все ссылки на приказы Министерства обороны и президентский указ от декабря 1995 г. Теперь обвинение в разглашении государственной тайны основано на статье 5 закона о государственной тайне от 1993 г.
Однако следует отметить, что на момент совершения г-ном Никитиным в сентябре 1995 г. деяний, которые были квалифицированы как преступление, в статье 5 упомянутого закона говорилось, что сведения из ряда областей "могут быть отнесены к государственной тайне". В самом законе ни одна область на тот момент не определялась как составляющая государственную тайну.

Только с осени 1997 г., после принятия Государственной Думой РФ ряда поправок к закону о государственной тайне, статья пятая придала статус секретности информации из ряда областей. Таким образом, применение в деле Никитина статьи 5 с поправками от 1997 г. запрещено статьей 54 Конституции РФ. Следовательно, в данном обвинении не представлено правовых оснований для придания статуса секретности какой-либо информации, переданной г-ном Никитиным организации "Беллона".

Организация Хьюман Райтс Вотч в течение длительного времени считает и продолжает считать, что дело против Никитина было возбуждено Федеральной службой безопасности по чисто политическим мотивам. Подтверждением этому служат: систематический отказ ФСБ прекратить ссылки на секретные приказы, предвзятость экспертиз, проведенных Министерством обороны, а также многочисленные процедурные нарушения, допущенные в этом деле.
Последнее из предъявленных обвинений снова демонстрирует, что ФСБ либо не способна, либо не желает вести данное уголовное расследование в полном соответствии с законом.

Мы почтительно призываем Вас отдать ФСБ распоряжение немедленно предъявить другое обвинение, основанное на имеющих законную силу правовых документах, либо закрыть дело Никитина и снять с него все обвинения.

Надеемся получить от Вас ответ.

С уважением,

Холли Картнер,
Исполнительный директор
Хьюман Райтс Вотч
Отдел стран Европы и Средней Азии

Diederik Lohman, Director
Alexander Petrov, Deputy Director

Moscow Office
Europe and Central Asia Division
Human Rights Watch


Russian Federation
Moscow 103064
A/Ya 409

Telephone/Fax: 7 095 265 4448
Email: hwmosc@glasnet.ru
Website: http://www.hrw.org

14 мая

Господину Фролову А.К.
Председателю Ленкомэкологии, Срочно!
факс (812) 279 76 45
Копия по почте с уведомлением о вручении
193124 Санкт-Петербург, Суворовский пр. 62
Касательно: Остановить экологический вандализм,
дополнение к факсу от 16 марта 1998.

No. 0805/98 от 8 мая 1998 года, г. Сосновый Бор

Уважаемый Алексей Константинович,
Вынуждены вторично обратиться к Вам, поскольку наша организация не получили никакой реакции на наш факс, посланный в Ваш адрес 16 марта 1998 года.
Информируем Вас и настаиваем на принятии срочных и адекватных мер по установлению законности и прекращению экологического вандализма на южном берегу Финского залива (район бухты Батарейная, заказник "Лебяжье"). Здесь варварским способом уничтожаются лес первой группы и небольшое безымянное озеро на западной оконечности этой бухты (мыс Каменный).

Упомянутые территории по нашим данным находятся в ведении 257 военного лесничества (кварталы 68, 69). Это в районе 78-го и 79-го километра шоссе Санкт-Петербург - Ломоносов - Лебяжье - Сосновый Бор.

Мы, участники однодневной экспедиции "Зеленого Мира", 6 мая с.г. наблюдали как группой лиц, численностью 4 человека, с использованием техники: бульдозер, экскаватор, большегрузный самосвал и автокран (номер гос. регистрации последнего 77-97 УО) уничтожался лес с помощью ножа бульдозера. При этом расширялась с 50 до 60-70 метров просека от шоссе к Финскому заливу. Смесь почвы, пней, деревьев вывозилась на самосвале в неизвестном направлении.

Этот лес первой группы расположен к востоку от перпендикуляра, восстановленного от шоссе в направлении Шепелевского маяка (полуостров Каравалдай). Лес находится в водоохранной зоне трех водных объектов: Гаравалдайского озера, ручья, вытекающего из него и впадающего в Финский залив и самого залива.
Кроме этого, нами было обнаружено, что прорыт канал длиной несколько десятков метров, шириной до 1.5 и глубиной 1.5 - 2 метра. Он осушает небольшое безымянное озеро у мыса Каменный (западная оконечность бухты Батарейная). Это озеро, по мнению экспертов-орнитологов, имеет большое значение для мигрирующих водоплавающих птиц как место стоянки и гнездования.

Такой статус озера подтвердила и наша экспедиция (лето 1997) с участием эксперта-орнитолога, к.б.н. И.В.Ильинского. Некоторые результаты этой экспедиции были направлены нами в Швейцарию, в секретариат Рамсарской конвенции по охране водно-болотных угодий, поскольку Россия подтвердила взятые на себя обязательства по соблюдению Конвенции (в том числе по заказнику Лебяжий, постановление Правительства России No. 1050 от 13 сентября 1994 года).

6 мая с.г. нами было установлено, что из-за прорытого канала уровень воды в озере упал примерно на 1 метр, сократилась площадь водной поверхности, нарушился гидрологический режим. Таким образом, в значительной степени утрачено значение этой экосистемы, как места обитания птиц.
Обращает на себя внимание, что это происходит в момент пика миграции водоплавающих птиц (лебеди, утки), что наносит им ущерб.

Нашей экспедицией 6 мая 1998 года в заказнике Лебяжий (включая бухту Батарейная) были обнаружены следующие виды птиц:

  • Малый (Тундряной) лебедь (Международная Красная Книга);
  • Лебедь-кликун;
  • Кряква;
  • Чирок-трескунок;
  • Хохлатая чернеть;
  • Большой крохаль;
  • Средний крохаль;
  • Обыкновенный гоголь;
  • Широконоска;
  • Шилохвость;
  • Свиязь;
  • Кулик-сорока (Российская Красная Книга);
  • Перевозчик;
  • Озерная чайка;
  • Сизая чайка;
  • Лысуха;
  • Чомга.

Факты, изложенные в настоящем письме (в том числе лица участников уничтожения леса), были зафиксированы нами на видео- и фотопленку.

В составе экспедиции работали:
1. Олег Бодров, эколог, председатель Совета "Зеленого Мира";
2. Дмитрий Леоке, орнитолог, каф. зоологии позвоночных СПбГУ;
3. Антон Антонович Фроль, натуралист, фотожурналист, почетный гражданин города Сосновый Бор;
4. Геннадий Шабарин, гл. редактор информационного агентства "Устойчивое Развитие", видеооператор;
5. Владимир Антонинов, член "Зеленого Мира".

От имени организации "Зеленый Мир" мы требуем принятия незамедлительных и адекватных мер по сохранению среды обитания водоплавающих птиц в районе бухты Батарейная.
Это затрагивает наши интересы как граждан России, а также ущемляет наше право на благоприятную окружающую среду, гарантированную статьей 42 Конституции Российской Федерации.

С наилучшими пожеланиями с южного берега Финского залива,
Олег В. Бодров,
Председатель Совета "Зеленого Мира"

12 мая

Об экологической составляющей ежегодного Послания Президента РФ

Открытое письмо Президенту РФ Б.Н.Ельцину

Уважаемый Борис Николаевич!
Обращаюсь к Вам в связи с тем, что сейчас готовится Послание Президента РФ Федеральному Собранию 1998г.

Как Вы справедливо отмечали, еще в мае 1994г. (N Пр-599) в Обращении в организаторам и участникам Первых всероссийских дней защиты от экологической опасности, которые с Вашей помощью стали ежегодными, "охрана окружающей природной среды - приоритетная задача российского государства".
В том же 1994 году в первом Вашем послании Федеральному Собранию "Об укреплении российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)" Вы провозгласили основополагающий принцип экологической политики государства: "Экологическая безопасность - составная часть национальной безопасности России", а также указали на то, что "правительством разработан ряд неотложных экологических программ, но их реализация продвигается крайне медленно. Сказывается недостаточное финансирование. Федеральному собранию и Правительству придется уделить этой проблеме серьезное внимание."

Поскольку в Послании 1997 года Вы высказали решимость ввести в практику меры, призванные обеспечить выполнение задач, поставленных в Посланиях, мне бы хотелось предложить Вам анализ того, как выполняются Ваши предыдущие послания в экологической сфере.
Я вынуждена обратиться именно к первому посланию 1994 года, так как в Посланиях 1996 и 1997 годов охрана окружающей среды вообще не упоминалась, как будто все уже исполнено и проблема потеряла актуальность.
В Послании 1995 года Вы отметили только то, что "предстоит работа по укреплению экономической и экологической безопасности России без конкретных предложений и замечаний в экологической сфере в отличие от экономической безопасности.

Но актуальность и необходимость решения экологических задач в России не отпала и даже, наоборот, усугубилась, о чем свидетельствует Ваш Указ от 01.04.1996г. N440 "О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию", где Вы справедливо указали, что одной из принципиальных задач является: "Добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности". Там же Вы заявили, что "переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности".

Но прекрасные постулаты указа остались на бумаге. На деле - все наоборот. Из двадцати двух целевых федеральных экологических программ, утвержденных Постановлениями Правительства РФ в период с 1994 по 1997 годы, только 18 включены в проект бюджета 1998г., а их финансирование составляет менее 5% от необходимого, что на порядок ниже финансирования других федеральных целевых программ.

Как же быть с Вашей рекомендацией Правительству в Послании 1994 г. - уделить этой проблеме серьезное внимание?! Более того, по оценке Счетной палаты РФ (документ N 10-728 от 17.09.97), минимальная потребность в финансировании по разделу "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия" обеспечена крайне неудовлетворительно - всего на 44.7%. Там же отмечено, что в проекте бюджета 1998 г. резко сокращаются инвестиции на охрану окружающей среды и природных ресурсов. На эти цели предусматривается в 3.7 раз меньше, чем планировалось бюджетом 1997г. Такое финансовое обеспечение, по мнению Счетной палаты, с которым трудно не согласиться, парализует выполнение этих важнейших жизнеобеспечивающих государственных функций.

Мнимая экономия затрат государства на обеспечении контроля, надзора и предотвращении экологического ущерба от негативных последствий хозяйственной деятельности для природной среды приносит огромный экономический ущерб, многократно превышающий такие затраты.
В то же время мировая практика свидетельствует о большой эффективности вложений в охрану окружающей среды, дающих эффект (предотвращенный ущерб), в целом по экономике в 10 - 15 раз превышающий такие вложения.
Считаю, что такое незаслуженное нивелирование и низвержение одной из самых важнейших проблем государства привело к ряду негативных управленческих моментов.

Во-первых: ликвидировано Министерство по охране окружающей среды и природным ресурсам и вместо него образован Государственный комитет по охране окружающей среды, что фактически противоречит Конституции РФ, реализации целого пакета действующих нормативных актов РФ (законов, указов Президента, постановлений Правительства. И это происходит в то время, когда в современной мировой практике, наоборот, доминирует тенденция усиления природоохранных ведомств, придание им надведомственного статуса, а государственная экологическая политика во многих государствах приравнивается по значимости к стратегической.

Во-вторых: до недавнего времени у Вас был советник по экологии и охране здоровья, а сейчас даже функция межведомственной комиссии по экологии значительно снижена.

В-третьих: в аппарате правительства самостоятельный Департамент природных ресурсов и защиты окружающей среды ликвидирован, а вместо него образован Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды.

Эти и некоторые другие изменения красноречиво говорят о том, что Ваш постулат "Экологическая безопасность - составная часть национальной безопасности России" либо не реализуется, либо реализуется со знаком наоборот, и в результате мы на всех уровнях имеем безответственное отношение к катастрофической экологической ситуации в стране, как к чему-то второстепенному и незначительному, хотя под угрозой находится здоровье нации.
Таким образом, вынуждена констатировать, что в настоящее время наблюдается разрушение экологической составляющей государственной политики, что неизбежно ведет к резкому ухудшению кризисного, а в ряде регионов России - катастрофического состояния окружающей природной среды.

На Парламентских слушаниях, проведенных Комитетом Государственной Думы по экологии "О государственой политике в области охраны окружающей среды", их участники отметили, что "государство не выполняет свою обязанность по защите прав граждан на благоприятную окружающую среду в нарушение Конституции РФ (статьи 2,7,18,41,42,53)", доказав это рядом примеров, некоторые из которых приведены выше.

На других Парламентских слушаниях "Здоровье нации как фактор национальной безопасности России" также было отмечено, что состояние окружающей среды - один из факторов, влияющих на здоровье населения. Происходит депопуляция нации, смертность превышает рождаемость, и причиной этого в значительной степени является крайне неблагополучное состояние окружающей среды.
Следствием неоправданного игнорирования экологической безопасности страны являются не только опасные процессы, происходящие внутри России, но и невыполнение международных обязательств, что вызывает негативный для нашего государства международный резонанс.
Хотя В.С.Черномырдин в июне 1997г. в Нью-Йорке на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по окружающей среде сказал: "Стержень нашего подхода к устойчивому развитию базируется на особой ответственности России за экологию планеты".

Он призвал к всемерному наращиванию усилий в решении таких проблем, как финансирование природоохранной деятельности, уверил в приверженности России принципам международных обязательств.
То есть в экологической сфере слова и заявления высших руководителей страны значительно расходятся с делами.
Господин Президент!
На основании вышеизложенного, а также с учетом того, что 1998 год -

  • это год, объявленный Россией Годом защиты прав граждан, а очевидно, что одними из наиболее нарушенных прав человека являются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. (Об этом я неоднократно писала Вам в своих обращениях, на которые так и не получила ответа);
  • это год, когда Москва по решению ООН определена столицей проведения Всемирного дня защиты окружающей среды, где будет широко представлено мировое сообщество;
  • это год 10-летия создания в России системы природоохранных органов;
  • это год проведения Второго Всероссийского съезда охраны природы;

прошу Вас как гаранта Конституции, при доработке Послания Президента Федеральному Собранию РФ учесть все вышеизложенные аргументы и обстоятельства и представить надлежащий раздел по экологической безопасности в соответствии с международными требованиями, обязательствами и приоритетами, с внутрироссийскими интересами и с Вашими постулатами, высказанными в названных документах, а также во исполнение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ).

С уважением, председатель Комитета Государственной Думы РФ по экологии Т.В.Злотникова.

Источник: газета "Зеленый мир", "Мнимая экономия приносит огромный экономический ущерб", N4 (268), 1998г.


Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>